Саратовские истории
Собор Святого Климента
История собора: от культа до культуры
Предисловие
Образование католической епархии
Манифест 1762 года
С 1763 года после выхода в свет манифеста императрицы Екатерины II «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» в ряде регионов России начали образовываться колонии переселенцев-иностранцев, значительная часть из которых были католиками. Главным образом, колонии возникали в Поволжье, Крыму и на юге России. Только в 1763—1774 годах в Поволжье прибыло около 32 тысяч переселенцев из Европы, из них 8-10 тыс. были католиками. Переселенцы пользовались полной религиозной свободой, им разрешалось строить католические и протестантские храмы.

В 1847 году на территориях, где расположились колонии переселенцев, насчитывалось 52 приходских и 40 филиальных католических храмов, 50 священников, более 200 тысяч католиков только немецкого происхождения, а также большое число католиков других национальностей.

Фердинанд Кан
Первый епископ Тираспольской епархии Римско-католической церкви, член ордена доминиканцев
После договора 1847 года между Святым Престолом и Россией католические приходы иностранных переселенцев на юге России были объединены в Херсонскую епархию. Первым епископом стал Фердинанд Кан, который управлял епархией из Санкт-Петербурга. Покровителем епархии был избран Святой Климент, папа римский. Выбор был не случаен — по преданию, Святой Климент встретил смерть в районе современного Севастополя, то есть на территории епархии. В 1852 году условный центр епархии был перенесён в Тирасполь, а епархия переименована в Тираспольскую, хотя епископ продолжал оставаться в Петербурге.

В 1856 году новым центром епархии был избран Саратов, как центр немцев Поволжья, значительная часть которых была католиками. При этом епархия сохранила название Тираспольской, чтобы подчеркнуть отличие от православной Саратовской епархии, хотя фактически епархия никакого отношения к Тирасполю уже не имела. Епископ Кан переехал в Саратов в октябре 1856 года и местный католический храм стал кафедральным собором. В ноябре была торжественно открыта духовная консистория, годом позже — католическая семинария.
Часть 1
Культовая
Немецкая улица и первый собор
На плане застройки Саратова 1803 года на месте проспекта были показаны пустующие земли и сетка кварталов будущей застройки. Эта же сетка сохранилась и на плане города 1812 года. Только на левой стороне в середине первого квартала показана небольшая деревянная католическая церковь.
If a building becomes architecture, then it is art
После утверждения плана эти земли стали отводить под застройку. В первом квартале в основном селились немцы-колонисты, приглашенные еще Екатериной II для освоения земель богатого поволжского края, второй и третий кварталы заселяли преимущественно пленные французы. Конечно, были здесь усадьбы и русских жителей. В документах 1825 года сложившаяся улица уже названа Немецкой. Это название просуществовало почти столетие.
Кафедральный собор
Собор, сооруженный в 1856, представлял собой перестроенное деревянное здание, обложенное кирпичом, оштукатуренное и выкрашенное масляной краской. В храме могло находиться около 150 человек.
Немецкая улица, 1863 год. Фотограф Муренко
20 мая 1881г. Торжественное освящение кафедрального римско-католического собора
Планируемое возведение большого каменного собора было, однако, отложено из-за Польского восстания 1863 года. После его подавления польские священники епархии и преподаватели семинарии были уволены, некоторые арестованы по подозрениям в связях с повстанцами. После этого к руководящим должностям в епархии и семинарии допускались только немцы.

Наконец, в 1873 году разрешение на постройку собора было дано. В созданную строительную комиссию вошли каноник К. Бакцевский (председатель), инженер С. Шпилевский, техник А. Коссаловский, адвокат М. Паули и Я. Любянский. Первое пожертвование в 14 345 руб. внесли епископ Фердинанд Кан, викарий Липский и служащие епархии. Строительство кафедрального собора шло 8 лет и завершилось в октябре 1880 года, а 20 мая 1881 года собор был освящён епископом Францем Ксавьером Цоттманом во имя Святого Климента.

Каменный храм по проекту архитектора Грудистова был построен в неоготическом стиле и обошелся в 54 тысячи рублей. Передний фасад с двумя стройными башнями-колокольнями украшала статуя св. Петра.
Грудистов Михаил Николаевич
саратовский губернский архитектор и губернский инженер
Родился в 1839 году в семье врача. Мать происходила из немецкого рода; дед Грудистова был протоиереем Саратовского кафедрального собора.

В 1857 году окончил архитектурное отделение Лесного и межевого института в Санкт-Петербурге. В 1860—1871 годах служил в Полтавском губернском правлении помощником губернского инженера. В 1871 году получил назначение в Саратов — был определён в строительное отделение Саратовского губернского правления сверхштатным техником. В 1873—1888 годах занимал должность младшего архитектора; в 1888—1889 годах— саратовского губернского архитектора; с 1891 года — саратовский губернский инженер.

В середине 1890-х годов перебрался в Москву, где в 1895—1907 годах занимал должность губернского инженера. Скончался 19 февраля 1914 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
7-10 октября 1875 года

В Саратове пришлось пробыть три дня, за хлопотами моего спутника по выправке путевого вида. Такая продолжительная остановка в городе, слывущем за "столицу Поволжья", дала мне возможность побывать за богослужениями во многих святых храмах г. Саратова и осмотреть некоторые его достопримечательности.

8 октября, за окончанием литургий во всех православных церквах, побывал на богослужении (мессе) в богатом костеле, переполненном католиками. Католическое богослужение, с его пением человеческих голосов под аккомпанемент музыкального инструмента, звуки которого нередко не сопровождаются человеческими голосами, с мерным неоднократным побрякивание гармонично подобранных звонцов пред наступлением самых важных мгновений богослужения,— это богослужение производило на меня тяжелое и грустное впечатление: вы забываетесь... вы думаете, что находитесь в хорошо устроенном театре и смотрите на хорошо поставленную оперу, с хорошей музыкой, с тамбуринами и звонцами... Но есть чему и поучиться у католиков в костеле, это — строгой молитвенной дисциплине, подобающей дому Божию; ни шума при входе и выходе молящихся, ни разговора вы не услышите. Думалось мне, отчего бы не быть такому порядку и у нас, православных, нередко забывающих святость храма Божия и превращавших его в место свиданий и в базар житейской суеты?
Церковные ведомости. 1896 г. №32. Из дневника путевых воспоминаний приходского священника
Вид на алтарную часть
Внутренняя отделка поражала своим величием и красотой. Пресвитериум представлял собой большую нишу, отделенную от средней части дубовой балюстрадой. Посреди стены пресвитериума располагался главный алтарь, покрытый, как и кафедра с исповедальней, позолоченной деревянной резьбой, выполненной предположительно в 1911 году в мастерской австрийского мастера Ф. Штуфлессера.

В нишах по обеим сторонам алтаря стояли гипсовые изваяния покровителей епархии: Святого папы Римского Пия V и мученицы Святой Филомены. В главном нефе на постаменте стояла скульптура Девы Марии. Все три скульптуры - работы парижских мастеров.

Главный алтарь. Фото братьев Леонтьевых. 1938 год
На алтаре, рядом с позолоченной дарохранительницей, располагались две скульптуры коленопреклоненных серафимов с подсвечниками в руках работы Я. Бодрова. По обеим сторонам алтаря на цветных стеклах окон - изображения святых Гедвиги и Терезии (справа), Станислава и Генриха II (слева). У самого алтаря помещалось большое серебряное сердце, заключавшее в себе имена всех крупных жертвователей на постройку собора.

Главная икона алтаря, исполненная в Одессе, изображала покровителя Тираспольской епархии святого Климента. Вверху, по обеим сторонам иконы, располагались два образа средних размеров: Св. Казимира и Св. Елизаветы. Между ними, над алтарем - образ Иисуса Христа работы художника Нисченкова.
Боковой алтарь (левый) Святой Марии. Фото братьев Леонтьевых. 1938 г.
Справа от главного алтаря, на возвышении в три ступени, размещался епископский трон, слева - епископская скамья с крышей. По обеим сторонам алтаря, вдоль стены пресвитериума, - копия картины К.П. Брюллова "Взятие Богоматери на небо", выполненная Киреевым. Вокруг потолка размещались восемь икон среднего размера, в числе которых "Несение креста", "Омовение ног", "Моление о чаше" (художник Ишенков), "Тайная вечеря", "Грешница у ног Спасителя" (художник Жидков).

Над входом разместились хоры для музыкантов, певчих и органа. Орган специально для кафедрального собора изготовила в Варшаве известная польская фирма "Потельский". Обошелся он в 2 тыс. 600 рублей.
От Соборной площади начинается Немецкая улица, главная в городе, с прекрасными домами, блестящими магазинами и большим оживлением около 4-х часов, когда саратовцы гуляют. Великолепный католический собор, выстроенный в романском стиле, высоко поднял две свои готические, красные колокольни со статуей апостола Петра между ними. Внутри собор не менее красив, чем снаружи, и представляет любопытную картинную галерею и собрание прекрасных статуй и вещей. Свет, проникая сквозь пёстрые готические окна, падает разноцветными кружками на две больших статуи в алтаре, на бронзовую утварь и на колонны. Обе статуи выписаны из Парижа и изображают папу Пия V и мученицу Фелимену. Святой Климент, изображенный на алтарной стене, задумчиво глядит на большую, красивую церковь. Небольшой лик Христа работы Нисченкова обращает на себя внимание так же, как целый ряд картин потолка, принадлежащих кисти Ишенкова и Жидкова, представляющих 8 сцен из жизни Христа, но девятая картина, находящаяся в центре, особенно прекрасна. Она изображает Вознесение Богоматери и писана Киреевым со знаменитой картины Брюллова. Лицо Богоматери так прекрасно, так радостно и светло, так полно ожидания величайшего счастья, что останавливаешься в глубоком раздумье перед этой картиной.

Громадная белая статуя Божьей Матери стоит в боковом алтаре, где находится любопытная картина Киреева, изображающая святого Франциска, крестящего язычников. Весь главный потолок храма расписан Киреевым и Ишенковым, а в небольших боковых нишах привлекают ваше внимание две картины, присланные из Петербурга. Весь храм св. Климента так интересен, что каждый турист должен поставить себе в обязанность посетить его.
"Сидоров В.М. По России : путевые заметки и впечатления - Санкт-Петербург : Тип. А. Катанскаго , 1894-1897 . 1: Волга: от Валдая до Каспия. - 1894.
Орган и хоры.
Фото братьев Леонтьевых. 1938 год
14 июня 1900 года

Проходя по главной улице, остановились около здания католического костела и просили у ректора разрешения зайти — осмотреть инославную святыню. Разрешение было дано, но ректор и еще два-три человека не пошли вместе с нами. Костел не выходит главным фасадом на улицу, и потому, прежде чем вступить в него, нам пришлось войти во внутрь двора. Здесь два благочестивых католика сидели и мирно разговаривали о знамениях и чудесах каких-то икон. Месса уже кончилась, и нам пришлось испрашивать нарочитое разрешение посетить храм. Католики направили нас к ксендзу, который занимает помещение в том же доме. По счастью, ксендз встретил нас на своем крыльце, сбираясь читать какую то большую газету и, узнав, что мы ученики семинарии, сразу же сделал распоряжение, по-немецки, чтобы нам показали «церковь». Не успели мы подойти к главному входу костела, как дверь предупредительно растворилась откуда-то изнутри, и сопровождавший нас страж поспешил ранее нас подойти к алтарю и сделать коленопреклоненную молитву. Костел внутри напоминает скорее аудиторию, чем церковь; утвари и изображений мало; главное место занимают парты для молящихся; по местам на них — забытые молитвенники, подсвечники, лампы... Мы прошли к главному алтарю и рассматривали утварь. Особенно хороши: световое изображение Спасителя в нише окна и металлическая, с синим стаканом лампада, как бы висящая в воздухе. Преобладающие изображенья: крестных страданий Спасителя — Голгофа во всех её видах. Украшений мало, и незаметно, чтобы костел содержался в чистоте и опрятности. При выходе останавливаем минутное внимание на венке и надписи в память храмоздателя, благодарим сторожа, затем обмениваемся несколькими фразами с привратниками и идем дальше, в Радищевский музей...
На юге : Путевой дневник воспитанников Самар. духов. семинарии / Под ред. препод. К. Казанского. - Самара : тип. Самар. духов. консистории, 1900.
Последняя известная фотография.
Около 1934 года
Кафедральный собор в Саратове существовал до середины тридцатых годов XX века. В конце 30-х годов церковь была закрыта, её внутреннее убранство было частично разграблено или передано на хранение в музеи г. Саратова.
После передачи храма в собственность государства здесь расположилась городская архитектурно-планировочная мастерская, созданная для разработки проектов художественного оформления и планировки Саратова. И первым делом она взялась за «архитектурное оформление здания бывшего костела».
Часть 2
Культурная
Детский кинотеатр
В январе 1938 года бывший храм было решено отдать под детский кинотеатр
По проекту ленинградских архитекторов Помориной О.Н. и Крестина М.В. здание храма было перестроено, и в 1941 году в нем был открыт кинотеатр «Пионер». В проекте предусмотрели специальные помещения для зрительного зала (с соответствующей акустикой) и для гардероба, вместительное фойе.
1951. ФОто В.Пастухова
22 февраля 1941 года кинотеатр наконец вселился сюда. Газеты запестрели заголовками о его открытии. Отмечались светлые стены зрительного зала с "изящным легким балконом", вентиляция и "образцовый" буфет. В небольшом, но просторном фойе была устроена эстрада, на которой оркестр между сеансами исполнял музыку. Напротив эстрады висела большая картина, изображавшая И.В. Сталина среди детей. Свою новую жизнь кинотеатр начал с показа художественного фильма "Сибиряки".

Он стал четвертым по вместимости после "Темпа", "Ударника" и "Центрального".
После развенчания культа личности барельефы Ленина и Сталина на башнях и надпись "Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство" были заменены.
Вторая реконструкция
В 1965 году кинотеатр был реконструирован по проекту архитекторов Г.А. Захаровой и В.И. Скоробогатова.
Церковные башни закрыли сплошной стеной с барельефом пионера (по эскизам скульпторов А.И. Старцева и Г.А. Тугушева). Прообразом пионера стал сын архитектора Валентина Иринарховича Скоробогатова.

К зданию было пристроено двухэтажное кафе и изменен вестибюль, на месте старого фойе появился малый зал на 180 мест.
Третья реконструкция
Следующая перестройка произошла в 2000-е годы. Автор реконструкции — Виктор Александрович Аржаной.
В октябре 2016 года "Пионер" как кинотеатр был закрыт, началось его переоборудование в культурный центр нового формата. Теперь в нём проходят не только кинопоказы, но и выставки, лекции, круглые столы.

Несмотря на многократные реконструкции и перепланировки, многие элементы собора сохранились до наших дней.
В ноябре 2018 года появилась информация о намерении собственника инициировать лишение кинотеатра "Пионер" статуса объекта культурного наследия.
Открытое письмо
Проект «Фотографии старого Саратова» подготовил открытое письмо в управление по охране культурного наследия против снятия статуса
Источники
1
На юге : Путевой дневник воспитанников Самар. духов. семинарии / Под ред. препод. К. Казанского. - Самара : тип. Самар. духов. консистории, 1900
2
Сидоров В.М. По России : путевые заметки и впечатления - Санкт-Петербург : Тип. А. Катанскаго , 1894-1897 . 1: Волга : от Валдая до Каспия. - 1894.
3
Лиценбергер О.А. История немецких поселений Поволжья. Саратов, 2011
4
Ларина Л., Солодовниченко Л. Из истории католической и евангелической церквей в России. - Годы и люди. Вып.7
5
ГАСО Ф.1, О.1, Д.2436 Переписка об утверждении проекта на постройку римско-католического кафедрального собора и протоколы наблюдения за его постройкой. 1875-76. 21 лист
6
Максимов Е. Имя твоей улицы. ООО «Приволжское издательство», 2008
Материал подготовили
Антон Хействер
Редактор проекта "Фотографии старого Саратова"
Денис Жабкин
блогер, модератор проекта "Фотографии старого Саратова"
Made on
Tilda